Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей. 

Ход ОД:

Педагог: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и попробуйте её отгадать.

Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
Удочки есть, у внучки есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

Педагог: Правильно, имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.

Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как, например:

Добрыня - делающий добро.
Любомир - любящий мир.
Людмила - милая людям.
Святослав – святая слава.
Владимир – владеющий миром.
Тихомир – тихий и мирный.
Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.

Ребята, а как вы думаете, зачем люди придумали имена?

Дети: Чтобы знать, девочка это или мальчик, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

Педагог: По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Ванечка», а к другому «Анна Васильевна». Что же вы скажете про «Ванечку» и про «Анну Васильевну»? Кто они?

Дети: «Ванечка» - это мальчик, а «Анна Васильевна» - это женщина.

Педагог: Правильно. Если ребенка позвали «Кирилл», а другого «Маша». Что можно сказать про этих детей?

Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.

Педагог: Молодцы, ребята. По имени можно узнать, кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Педагог: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?

Дети: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.

Педагог: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.  

Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Назови ласковые родственные имена».
(Аня – Анюта, Анечка, Аннушка, Нюрочка)

Педагог: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик.  

Педагог: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. А что же означает само слово «фамилия»? Фамилия - это семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Имя каждому из нас подбирали родители. Отчество образовано от имени отца, которое, в свою очередь, ему дали его родители - наши дедушка и бабушка. У меня фамилия тоже, отцовская, а к отцу перешла от деда, к деду от прадеда.

Ребята, а откуда у вас фамилия?

Дети: От мамы и папы.

Педагог: А откуда фамилия у мамы и папы?

Дети: От бабушек и дедушек.

Педагог: А как вы думаете, откуда берутся фамилии?

(Ответы детей.)

Педагог: Давным-давно, когда людей на Земле было не очень много, они жили племенами, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Если оказывалось, что в селении живут два Ивана, то тогда про них говорили: это Иван – сын Федора, а этот Иван – Иванов сын.
Со временем людей стало больше, и их все труднее было различать. Вот и придумали фамилии. Сначала фамилии давали только богатым людям, а потом фамилии появились у всех. Оказалось, что очень удобно, когда каждый имеет свою фамилию.  

Педагог: Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении», когда вам исполнится 14 лет, вам выдадут другой документ - паспорт. В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.

Вы уже знаете, что имя каждый ребёнок получает такое, какое придумают его родители, а отчество переходит от отца. И фамилия переходит от отца.

А вы знаете, как зовут ваших родителей? Давайте проверим.

Это наш альбом с семейными фотографиями. Чью фотографию я открою, тот должен назвать своих родителей по имени, отчеству.

(Дети называют своих родителей по имени и отчеству)

Педагог: Молодцы! Вы все знаете, как зовут ваших родителей. Пока вы ещё маленькие и вас называют по-детски, ласково, но когда вы станете взрослыми, к вам будут обращаться по имени, отчеству.

Предлагаю поиграть. Представьте, что вы стали взрослыми и пришли на конференцию, но мы не знаем, как вас зовут. Вы должны представиться, назвать свою фамилию, имя и отчество.

(Дети выполняют задание.)

Педагог: Ребята, вы все прекрасно справились с заданием.

Педагог: Ребята, у вас у всех есть имена и фамилии, и они очень красивые. Я надеюсь, что вы станете достойными и уважаемыми людьми, сделаете много добрых дел и прославите своё имя и фамилию.

Категория
Конспекты занятий