Уважаемые папы и мамы, мы хотим раскрыть перед вами значение дидактических игр в обучении и воспитании детей и подчеркнуть, что в таких играх у ребят развивается не только психические процессы: мышление, память, речь, произвольное внимание. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим , развитие речи.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов. Поиграйте с детьми в словесные игры, детям эти игры очень нравятся, которые проводятся не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений.

Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми надо всегда находить время. Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Взрослые делают много открытий о своем ребенке: уясняют, что он знает, что умеет, в чем больше преуспевает; сами же незаметно для малыша многому его обучают. Необходимо внимательно изучать индивидуальные особенности своих ребят.

Слишком возбудимым подвижным детям, советуем чаще предлагать настольно-печатные игры. Детей с замедленной реакцией на слово, следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа.

Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди детей. И здесь важно, чтобы родители помогли своему ребенку иметь друзей.

Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий – это способствует закреплению инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д.

Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации   речевой и познавательной деятельности. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с  развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Если игры, которые используются для закрепления и дифференциации поставленных и автоматизированных звуков. Многократное повторение звуков в игре не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой. Например, игра «Кто как кричит», способствует улучшению звукопроизношения, активизирует внимательность, развивает умение слушать взрослого, упражняет координацию движений, вызывает радостное настроение у детей.

Задача воспитания правильного произношения решается в настольно-печатных играх.

Например, «Назови овощи», «Скажи и покажи», «Верно-неверно», «Домашние животные».

Ребенку дается картинка, и он произносит слово.
Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умений пользоваться ими в своей речи позволяет в дальнейшем работать над связной речью.

Например, в игре «Угощение Куклы» закрепляются слова, обозначающие названия посуды. А также действий – наливать, раздувать, резать, есть, пить. Активизация словаря в названиях овощей, фруктов осуществляется в игре «Чудесный мешочек». Дети достают из мешка овощи и называют их. Играя с печатными картинками, кубиками, дети складывают изображения животных и называют их.

Есть ряд дидактических игр, в которых решаются задачи развития связной речи, умения назвать предмет и описать его основные признаки (цвет, форма, величина). Рассказать о животном, где оно живет, чем питается, называть его детеныша.

В старшем возрасте используют дидактические игры с более сложными задачами – умение рассказать, что нарисовано на картинке, умение описать одежду ребенка, умение назвать предмет и рассказать о нем.

Для организации и проведения дидактических игр подбирается словарь для речевого общения, словарь разговорной речи, словарь слов, вопросов и ответов, необходимых для проведения той или иной игры.

Может ли ребенок прожить без игры? Нет! Игра – основная форма познания им жизни. Игра, как зеркало: переживания, наблюдения, впечатления отражаются в его игре. Игра развивает моральные и волевые качества ребенка, формирует личность в целом.

Уважаемые родители больше играйте с детьми!

Категория
Родителям