Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.). Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи.
У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга). У детей с ТНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.
Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторики руки испытывают затруднения.
Данный опыт работы направлен на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ТНР, через такую инновационную здоровьесберегающую технологию, как криотерапия.
Криотерапия или контрастная терапия– это одна из современных нетрадиционных технологий, включающая в себя игры со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц мелкой моторики, при которой эффект дает контраст температур.
Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Все это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведет к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми. Еще Владимир Михайлович Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. По данным Мариониллы Максимовны Кольцовой, совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребёнка.
В работе с детьми мы уделяем особое внимание развитию мелкой моторики. Новизна нашего опыта, состоит в использовании игр и игровых упражнений с элементами криотерапии в работе по развитию мелкой моторики рук.
В ходе нашей работы четко обозначилась проблема: необходимости организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов. Таким образом, исходя из вышесказанного, определилась цель нашей дальнейшей деятельности: внедрение элементов криотерапии на занятиях с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Мы используем игры со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.
Криотерапия имеет свои показания и ограничения к использованию.
В логопедии любые методики назначают индивидуально, чтобы не навредить пациенту. Врач обязательно учитывает показания и ограничения при использовании криотерапии.
- Ограничения к назначению криотерапии в логопедии:
- Наличие эпилептического синдрома.
- Миопатия. Непереносимость холода.
- Гипертермическое состояние(субфебрилитет,температураболее38°С).
- Обострение хронических патологий.
- Инфекционные болезни (вирусные,бактериальные).
Методику используют осторожно у часто болеющих пациентов, больных с тяжелым синдромом гиперактивности. Допускается применять криотерапию у пациентов с легкой формой гиперактивности, при дефиците внимания. У часто болеющих детей лечение проводят во время ремиссии (при отсутствии хронических и острых заболеваний).
Требования к работе по развитию ручной моторики у детей дошкольного возраста с ТНР:
- работа должна быть систематичной и постоянной;
- работа должна соответствовать возрастным требованиям;
- работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
- работа должна приносить ребенку радость.
Криотерапия позволяет достичь следующих целей:
- стимуляция моторики рук;
- улучшение речевой функции;
- социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна);
- дети лучше усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
- развивается внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
- общее оздоровление организма;
- появляется положительный эмоциональный настрой на занятия.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.
Для занятий мы используем ледовые фигурки, кубики. Чтобы приготовить различные форменные ледовые фигуры мы используем специальные формы для замораживания. В качестве формочек применяем стандартные квадратные отсеки, формы из-под конфет, формочки для выпечки (зайчики, мишки, круги, цветочки, полумесяцы и другие).
Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.
Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца.
Детям предлагаем разные виды игр.
К основным из них относятся: «Тает льдинка»,«Ледяные фигурки»,выкладывание ледовых фигурок в трафареты, подходящие по форме. С цветными льдинками дети выкладывают различные фигурки или выстраивают цепочки по цветам. При помощи льда осуществляют массаж пальцев рук. Сеанс массажа длится 7-20 секунд, после чего делают перерыв. Таких подходов делают 3-5 за процедуру в зависимости от реакции ребенка на холод. Руки опускают в теплую воду, подносят к грелке. Количество сеансов составляет 10-12.
От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий. Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время. Применение приемов и методов криотерапии благотворно влияет на развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается и артикуляционная моторика, и произносительные навыки детей, и в целом состояние их самостоятельного высказывания.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление), что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей, импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.
Данная технология приводит к улучшению речи, повышает качество произношения. У воспитанников, помимо речевой функции повышается внимание, память, мышление, улучшается моторика пальцев рук, помогает улучшить запоминание новой информации. Игры со льдом очень нравятся детям.
Ведем работу по обучению родителей. Проводим родительские дни, собрания, осуществляем мастер-классы, рассказываем, как правильно проводить терапию, какие игры можно предложить детям.
Это позволяетродителямделатькриотерапиюсамостоятельно,не приводя к осложнениям.
На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Обычно игры со льдом очень нравятся детям. Данные виды работы не требуют больших затрат времени. Их можно проводить перед завтраком или после него, а также в любое свободное время.
Систематическая работа в данном направлении позволила нам достичь следующих положительных результатов:
- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических
- умений;
- развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым
- развитием;
- повышается интерес детей к занятиям, положительный эмоциональный настрой.
Несмотря на наш небольшой опыт, мы рекомендуем вам использовать криотерапию в работе, и вы сами убедитесь в безграничных ее возможностях.
Будем рады, если данный метод вы будете использовать в играх с детьми для коррекции речевых нарушений.
А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание!