Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

В МБДОУ функционируют две группы компенсируюшей направленности для детей с ограниченным возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи).

Специально оборудованные учебные кабинеты: групповые помещения (1 шт.)

Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.

Групповые помещения предназначены для проведения игр, образовательной деятельности и приема пищи. Развивающая предметно – пространственная среда в группах создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Наполнение развивающей предметно – пространственной среды обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного учреждения в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. При отборе материалов педагоги отдают предпочтение как традиционным, так и нетрадиционным материалам, сообразно педагогической ценности, с учетом возраста детей, их интеллектуальными, творческими возможностями.

В группах выделены уголки для мальчиков и девочек со специфическим набором игрушек и предметов. Созданная в группе предметно-пространственная среда многофункциональна, открывает множество возможностей для детей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса. В зависимости от времени года, государственных праздников, событий детского сада развивающие среды обновляются, вносятся  новые предметы, объекты. Все материалы и оборудование отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Предметно-развивающая среда разделена на зоны, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач в игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности.

Игровая зона содержит игрушки, которые дети используют в соответствии с замыслом, сюжетом игры в разных функциях. Игрушки способствуют развитию сенсорно-моторных возможностей детей, творчества, воображения. Подобран разнообразный материал для обучения воспитанников конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр.
Количество игрушек в игровой зоне достаточно для самостоятельной и совместной деятельности детей. Для развития художественно-творческих способностей в групповых созданы уголки театральной и музыкальной деятельности, изобразительного творчества, где собраны различные материалы для продуктивной деятельности.

Спортивные уголки включают материал и оборудование для двигательной активности малышей: для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений и подвижных игр.

Приемные комнаты оборудованы настенными стендами с информацией для родителей (законных представителей), постоянно действующими выставками детского творчества.

Музыкально-спортивный зал (1 шт.)

Музыкально-спортивный зал предназначен для проведения музыкальных и физкультурных занятий, развлечений, праздников, проведения индивидуальной работы по музыкальному и физическому развитию. 

Музыкально-спортивный зал оснащен современным оборудованием: музыкальный центр, музыкальные колонки, микрофоны, фланелеграфы,  мультимедийный проектор, экран. 

Педагогами разработаны  картотеки музыкально-дидактических игр, картотеки учебно-методических пособий по музыкальному образованию дошкольников. 

В наличии имеются детские музыкальные инструменты, раздаточный материал, иллюстрации, портреты композиторов, разнообразные карнавальные костюмы для взрослых, карнавальные костюмы для детей, атрибуты к танцам, играм - драматизациям, аттракционам.

Для проведения физкультурных занятий в музыкально-спортивном зале в наличии спортивное оборудование и атрибуты, пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.).

Кабинеты учителей-логопедов (1 шт.)

Для осуществления коррекционно-развивающей работы с инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, оборудованы логопедические кабинеты.

Оборудование кабинетов соответствует требования ФГОС, содержанию основной адаптированной  образовательной программы, возрастным особенностям детей.

Уголок коррекционной индивидуальной работы: стол для индивидуальной работы, стулья детские, соски, шпатели настенное зеркало с лампой дополнительного освещения, песочные часы, будильник, картотека дыхательной гимнастики, дыхательные тренажеры, тренажёры по кинезиологии.

Уголок звукопроизношения: картотека материалов для постановки звуков, дидактический материал по постановке звуков, картотека чистоговорок и скороговорок, картотека артикуляционной гимнастики, практические пособия коррекционных игр и упражнений, «Логопедическая азбука», «Логопедическая энциклопедия для дошкольников», «Логопедическое лото».

Уголок сенсорного развития: Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубны и др.); звучащие игрушки-заместители, маленькая ширма, предметные картинки с изображениями зверей и птиц, настольно-печатные игры.

Уголок моторного и конструктивного развития: трафареты, пазлы и разрезные картинки, массажные мячики, малые мячи (су-джок), флажки, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки, мозаики разных размеров, мелкий и средний конструкторы, мелкие и средние бусы, игрушки-трансформеры, рельефные трафареты, обучающие прописи, счетные палочки.

Кабинет педагога-психолога (1 шт.)

С целью создания психологических условий для эмоционального комфорта детей, проведения индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы, развития воспитанников в МБДОУ оборудованы кабинеты педагога – психолога, оснащенные оргтехникой, персональным компьютером, видеоаппаратурой. 

Оборудование кабинета: шкаф-стеллаж для документации, методической литературы, инструментария; взрослая и детская мебель (столы, стулья). 

Оргтехника: компьютер, принтер; диски с произведениями классической музыки, звуками природы, релаксационным композициями, часы будильник.

Оборудование для занятий с детьми: дидактические и наглядные пособия, дидактические и настольные игры, картотеки, развивающий игры,  стол для игры с песком и водой, зеркало (для занятий с детьми), ящик для рисования песком, и т.д.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МБДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий.

В групповых помещениях  созданы условия для  проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности.  В помещениях обеспечено естественное и искусственное освещение,  соблюдается воздушно-тепловой режим в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. 

В групповых помещениях  организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности  детей. Группы оснащены  современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами. Предметно - пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, мягкие модули, используется  мягкая мебель.

Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку  заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.

Территория МБДОУ д/с № 26

На территории учреждения имеется: 4 прогулочных участка, 4 игровые веранды. 

Территория по периметру ограждена забором и зелеными насаждениями.

Большое внимание сотрудники уделяют созданию предметно – пространственной среды на игровом участке: регулярно занимаются благоустройством территории игровых участков. На участках созданы условия для двигательной активности, игр и экспериментирования детей, условия для охраны и укрепления здоровья детей (дорожки здоровья), зоны озеленения и цветения (клумбы).

Транспортная площадка (1 шт.)

Для закрепления с детьми правил дорожной безопасности на территории МБДОУ оборудована транспортная площадка в соответствии с приказом Департамента науки и образования Краснодарского края от 07.05.2009 г. В методическом кабинете имеется набор дорожных знаков, различных атрибутов для проведения на транспортной площадке практических занятий, игр и развлечений.

Прогулочные участки (1 шт.)

За каждой возрастной группой закреплена прогулочная площадка. На прогулочных площадках у воспитанников есть возможность наблюдать за объектами живой и неживой природы, проводить опыты и эксперименты.

Наличие объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.

Групповые помещения

В каждой возрастной группе оснащен спортивный уголок с оборудование для проведения утренней гимнастики, подвижных игр, развлечений, индивидуальной работы по физическому развитию, самостоятельной игровой деятельности

Музыкально-спортивный зал (1 шт.)

Музыкально-спортивный зал предназначены для проведения музыкальных и спортивных занятий, развлечений, праздников, проведения индивидуальной работы по музыкальному и физическому развитию. 

Музыкально-спортивный зал оснащены  оборудованием:  музыкальный центр, музыкальная колонка, фланелеграф, мультимедийные проектор, ноутбук.

В наличии имеются детские музыкальные инструменты, раздаточный материал, иллюстрации, портреты композиторов, разнообразные карнавальные костюмы для взрослых, карнавальные костюмы для детей, атрибуты к танцам, играм - драматизациям, аттракционам.

Для проведения физкультурных занятий в музыкально-спортивном зале в наличии спортивное оборудование и атрибуты, пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, кубики, погремушки, шнуры и др.)

Спортивная площадка (1 шт.)

Для проведения утренней зарядки на свежем воздухе,  физкультурных занятий на прогулке, спортивных праздников, развлечений в МАДОУ оборудована спортивная площадка.

Прогулочные площадки (4шт.)

Прогулочные площадки, соответствуют возрастным особенностям детей, оборудованы металлическими и деревянными игровыми конструкциями для проведения подвижных игр, индивидуальной работы по физическому развитию.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Лица с ОВЗ и инвалиды не нуждаются в специальных средствах обучения и используют их на общих условиях.

Методическое обеспечение образовательного процесса в МБДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения. 

  1. Материально-экономические средства (наглядные пособия, ТСО, оборудование, учебно-методические пособия).
  2. Педагогические средства:
  • развивающие игры, пособия;
  • экспериментальные наборы, для практических работ по ознакомлению с окружающим миром;
  • рабочие тетради в печатном виде;
  • плакаты, слайд - альбомы;
  • учебное видео, презентации;
  • диагностические материалы;
  • интерактивный стол «Уникум-1»;
  • цифровой  фотоаппарат;
  • модуль интерактивный.

В каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, сюжетные и игровые наборы и игрушки. Специально разработаны центры активности: книжный уголок, изоуголок, уголок  познавательного развития , экспериментирования  и т.д.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания

Доступ в здание образовательной организации не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

С целью доступа в МБДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется звонок для вызова дежурного, таблички Брайля.

Специальные условия питания

Лица с ОВЗ и инвалиды  не нуждаются в специальных условиях питания. 

Питание организовано на общих условиях.
МБДОУ д/с № 26 обеспечивает гарантированное сбалансированное питание  детей в соответствии с требованием СанПиН.

Рациональное питание детей  -  необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. 

Организовано 4-х разовое питание: завтрак, 2-й дополнительный завтрак, обед и уплотнённый полдник. В рацион питания включены все основные группы продуктов: мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар, кондитерские изделия, хлеб, крупа и др.

Питание организовано в групповых комнатах.

Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке, оснащенном современным оборудованием. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами.

Помещение пищеблока размещается в отдельном здании, имеет отдельный выход.

Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков.

Разработано примерное  перспективное десятидневное меню для детей   с 3-х лет до 7 лет, по сезонам. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. В меню каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные, овощные блюда, рыба, выпечка.

Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде. Дети регулярно получают на второй завтрак, полдник - фрукты, кисломолочные продукты.

Организация питания постоянно находится под контролем администрации МБДОУ. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд соответствует выходу блюд, указанному в меню-раскладке.

В МБДОУ осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества, организации питания, с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье, с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья. 

Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время пребывания в МБДОУ. Родители (законные представители) ежедневно имеют возможность ознакомиться с ежедневным меню на официальном сайте МБДОУ в разделе «Организация питания. Меню»

Специальные условия охраны здоровья

Лица с ОВЗ и инвалиды  не нуждаются в специальных условиях и охраны здоровья.

Охрана здоровья организована на общих условиях

В целях укрепления и сохранения здоровья детей в детском саду предусмотрены:

  • рациональная организация двигательной деятельности детей (проведение занятий по физическому развитию, спортивных праздников и развлечений; проведение утренней гимнастики, гимнастика после сна; проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности);
  • обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;
  • ходьба босиком по «дорожкам здоровья»,
  • включение в работу с детьми комплексов дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики;
  • организация сбалансированного питания;
  • ежедневный режим прогулок;
  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • обеззараживание групповых помещений;
  • осуществление консультативно-информационной работы (оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья и профилактическим мероприятиям для дошкольников - оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов, размещение информации на официальном сайте детского сада);
  • формирование у детей, родителей (законных представителей), педагогов мотивации к здоровому образу жизни;
  • привлечение родителей к участию в физкультурно-оздоровительной работе;
  • обеспечение условий для успешной адаптации дошкольников к детскому саду;
  • работа по профилактике травматизма у детей.

Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала оказываются бесплатно.

Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

Для осуществления лицензированной медицинской деятельности в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения в детском саду оборудован медицинский кабинет.

Охрана и укрепление здоровья воспитанников осуществляется по нескольким направлениям:

  • оценка здоровье ребенка при постоянном и ежедневном контроле состояния здоровья:
  • чёткое соблюдение охраны и укрепления психофизического здоровья детей через наблюдение и учёт эмоционального состояния детей;
  • психологическое просвещение педагогического коллектива, проведение индивидуальных и коллективных консультаций для воспитателей и родителей;
  • использование рекомендаций для использования элементов коррекционной работы с детьми;
  • оказание систематической помощи и педагогической поддержки в период адаптации ребенка;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка: проведение индивидуальной работы с детьми с учетом индивидуально-психологических особенностей;
  • воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни: обеспечивать сбалансированное питание, осуществлении профилактики вредных привычек, проведения бесед о последствиях воздействия на организм вредных веществ;
  • воспитания у дошкольников уверенность в своих силах и возможностях.

Таким образом, реализуемый комплекс оздоровительных мероприятий в МБДОУ, направленных на охрану, укрепление и коррекцию здоровья воспитанников благоприятно влияет на рост и развитие детского организма

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Информационная база МБДОУ оснащена электронной почтой, компьютерами, выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт МБДОУ.

Электронная почта используется для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информацией.

Компьютерные технологии стали активно использоваться в административной и образовательной деятельности.

Официальный сайт является важнейшим элементом информационной политики образовательной организации, реализации открытости деятельности образовательной организации и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.      

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ при работе с официальным сайтом МБДОУ представлены версией для слабовидящих.

Педагогическим работникам  МБДОУ предоставляется бесплатный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

В соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников МБДОУ доступ воспитанникам  к информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствует.

Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы
Педагоги  в образовательной деятельности с детьми, при проведении развлечений, праздников активно используют презентации, выполненные самостоятельно в программе Microsoft PowerPoint по различным образовательным областям.

В соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников МБДОУ свободный доступ  воспитанникам к собственным электронным образовательным и информационным ресурсам в МБДОУ  не предусматривается.

Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы

В соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников МБДОУ свободный доступ  воспитанников к сторонним электронным образовательным и информационным ресурсам в МБДОУ  не предусматривается.

Ссылки на сайты официальных организаций системы образования
Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/)
Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусматривается.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат.

Общежитие, интернат в МБДОУ отсутствует

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Общежитие, интернат в МБДОУ отсутствует

Правила этикета при общении с инвалидом

  1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
  2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).
  3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.
  4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
  5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
  6. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.
  7. При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам понять его.
  8. При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.
  9. Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно.
  10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом?» тому, кто не может видеть или слышать.